Онлайн-трансляция сознания — йога будущего.

Чего не может, даже самый хороший преподаватель, сделать для вас онлайн

Итак, дорогие друзья, по ниже приведенным демонстрационным видео вы, конечно, вполне можете заниматься самостоятельно… имея определенный опыт выполнения этих упражнений. Нелишним будет напомнить очевидное – даже самое хорошее видео не заменит живого общения с преподавателем, и на это есть несколько веских причин.

На самом деле причин всего две: эмпатия и профессионализм – без прямого контакта с учениками преподаватель не может в полной степени проявить эти самые главные свои качества.

Эмпатия – способность чувствовать состояние другого человека (эмоциональное, ментальное, физическое).

Хороший (читай «успешный») преподаватель, имеющий высокий уровень эмпатии, всегда в той или иной степени подстраивается:

  • под уровень физподготовки участников группы;
  • под способность людей воспринимать и усваивать материал;
  • под психо-эмоциональное состояние учеников.

Поэтому инструкции к выполнению упражнений, не говоря уже о способах правки в асанах, в каждом конкретном случае будут разными. В зависимости от доминирующей репрезентативной системы ученика – визуальной, аудиальной, кинестетической, дигитальной. До разных людей информация доходит по-разному – у одних на первом месте картинка, другие в первую очередь воспринимают на слух, у третьих «картинка» складывается на основе ощущений в теле, четвертые лучше воспринимают информацию путем систематизации всех ощущений, с обязательным приложением подробных пошаговых инструкций.

Профкомпетенция – владение всем инструментарием (техникой и методикой) на уровне мастерства.

Как известно, у хорошего преподавателя теория должна быть максимально практичной, а практика – теоретичной :) . Понять, насколько хорошо ученики воспринимают его инструкции и разъяснения, преподаватель может только находясь в прямом контакте с учениками, в условиях качественной обратной связи.

Обратная связь нужна преподавателю для того, чтобы:

  1. видеть и исправлять ошибки и погрешности непосредственно в процессе занятия;
  2. поддерживать и стимулировать учеников к развитию, подбирая упражнения, инструкции, разъяснения в соответствии с их способностями на данном этапе;
  3. организовать учебное пространство, в котором постепенно формируется новый тип мышления ученика – поскольку для того, чтобы правильно задать вопрос, нужно знать половину ответа.

Обратная связь нужна ученику для того, чтобы:

  1. постоянно проверять свое понимание, иметь возможность в любой момент задать уточняющий вопрос;
  2. набирать лексический фонд – постепенно проникаться системой понятий и взаимосвязей, в рамках которой формируется способность к адекватной интерпретации нового опыта.

Понятно, что при онлайн-трансляции качественная обратная связь, необходимая для освоения практических навыков, на данном этапе развития «кибер-пространства» трудно осуществима (сразу вспоминаются последние романы Виктора Пелевина), прежде всего потому, что нет возможности тактильного контакта преподавателя с учеником и преподаватель даже не видит, насколько правильно ученики следуют его инструкциям. Впрочем, необходимые для этого спец-девайсы, вероятно, дело недалекого будущего. J

В процессе обучения ошибки неизбежны, что нормально и всегда поправимо, поскольку именно в этом заключаются функции хорошего преподавателя – направлять, прояснять, вдохновлять и, что самое ценное, – учить учиться, основываясь на собственном опыте. Поскольку на «чужих ошибках» не учатся, но получают интеллектуальное представление о предмете.

«А как же харизма? – спросит пытливый читатель. – Та, что делает из рыбок-лоцманов акул мирового йога-бизнеса?»

А никак, просто всякому йогу, записавшемуся в преподаватели, хорошо бы помнить, что знаменитые три кита, на которых покоится он, успешный и «эмоционально лидирующий» – эмпатия, профкомпетенция и харизма, – не дают ему никаких преимуществ касательно пересечения океана Сансары. Даже если это настоящие могучие млекопитающие, а не какие-нибудь надувные резиновые…

О том, каким способом в океане Сансары «соединяет берега седой паромщик», можно почитать здесь: «Почему Йога некачественная, а Жизнь сама по себе прекрасна»

А здесь – про внутривидовые мутации современной йоги: «Поп-йога — это не то, что вы думаете»

Или не читать, поскольку это вредно для глаз, а много несвоевременного знания порождает и много печали.

Между тем как физические упражнения на свежем воздухе оживляют движение внутренней энергии, освежают работу органов чувств, дают ощущение здоровья, радости и счастья спокойствия.

Поэтому – «иди занимайся»

1) На этом видео представлен динамический разминочный комплекс на основе упражнений сукшма- и стхула-вьяяма. Простой и доступный.

Общие рекомендации:

— амплитуда, скорость и сила движений должны нарастать мягко и постепенно – это позволит избежать травм и подготовить тело к более сложно-координированным упражнениям, требующим большей гибкости и силы;

— все движения согласуются с дыханием;

— лучше сначала просмотреть все видео и отметить малознакомые и трудные для вас упражнения, а затем уже пробовать заниматься «под голос» (что легко осуществимо, при наличии соответствующего опыта);

— и, разумеется, «посоветуйтесь со своим лечащим врачом» (отдельные упражнения имеют противопоказания при различных заболеваниях) или просто будьте бдительны и разумны – практика не должна вызывать болевых ощущений;

2) На этом видео представлен базовый цикл движений «Карана-крама» – упражнения предназначены для формирования навыка расслабления в движении с целью оптимизации процессов распределения энергии (мышечного тонуса, кровообращения, баланса ВНС), создавая прочную основу для дальнейшей работы с задержками дыхания в статике и динамике.

О значении этого словосочетания, и немного об истории динамических стилей, можно прочитать здесь: «Карана-крама как культура движения в хатха-йоге» , а технические подробности, о том почему все так, а не этак – во второй части: «Карана-крама – аспекты практики».

Общие рекомендации:

— комплекс хотя и базовый (самый простой в этом стиле), но для большинства хатха-йогов, приученных к «триконасане и виньясе», весьма непривычный; однако, если вы знакомы с практикой современных школ «Yoga-Synergy» или «Shadow Yoga» или классическими индийскими танцами, или трайбл-фьюжн, а может, и тайцзи, а может, и «волновым движением»… тогда вам будет легко и приятно осваивать эти пять базовых упражнений;

— перед тем как приступить к… одного просмотра, вероятнее всего, все же будет недостаточно; посмотрите видео несколько раз, оптимально осваивать по одному движению, нажимать на паузу и проверять качество исполнения перед зеркалом;

— не спешите делать движения с максимальной амплитудой, даже если ваше тело уже хорошо разогрето или хорошо развито; цель практики – обретение контроля над мышечным тонусом и развитие активной гибкости, но сначала необходимо развить точность, уверенность, ощущение комфорта и расслабления в движении (как физического, так и психического).

 

3) Динамико-статический стиль выполнения – «виньяса-крама», такой подход к практике предназначен для развития координации движения и дыхания, гибкости, выносливости, динамической и статической силы.

Общие рекомендации:

— сначала освойте все движения без фиксаций, затем с легкими для вас фиксациями, но обязательно с самого начала согласовывая движение с дыханием;

— научитесь на протяжении всего цикла движений сохранять ровное, плавное дыхание, затем добавляйте технику дыхания уджайи;

— старайтесь придерживаться усредненного темпа дыхания (в простых элементах дыхание растягивать легче, в сложных – дыхание учащается);

— постепенно увеличивайте время фиксации в асанах.

4) Логичное развитие и продолжение комплекса «Виньяса-крама» – цикл упражнений «Асана-крама».  Здесь уже практически нет динамики, основной акцент – на силовую статику и компенсирующие асаны.

Общие рекомендации:

— постепенно наращивать время фиксации асан;

— силовые асаны рекомендуется фиксировать до появления крупно-амплитудного тремора;

— компенсирующие асаны на гибкость, эластичность мышц фиксировать как минимум до момента восстановления усредненного ритма дыхания и нормализации ЧСС;

— силовая тренировка с предельными нагрузками на одни и те же группы мышц не должна проводиться чаще 2-3 раз в неделю, среднее время на восстановление между такими тренировками – 48 часов; то же самое касается работы с предельной гибкостью, поскольку тренировки на пределе возможностей чаще 2 раз в неделю рано или поздно приводят к срыву адаптации и травмам.

5) Продолжение и завершение комплекса «Асана-крама».

Общие рекомендации:

— здесь присутствуют небольшие задержки дыхания, предназначенные для тех, кто уже знаком с корректной техникой их выполнения; если вы не знакомы или не уверены в своей технике – выполняйте упражнения БЕЗ задержек;

— подробнее о системных методах подготовки дыхательной системы: «Марихуана-пранаяма – все, что вы хотели знать о Бхастрике, но стеснялись спросить»;

— описание влияния уддияна-бандхи на различные системы организма, эффектов и противопоказаний, а также подробные пошаговые инструкции для ее правильного освоения и подготовки к антар-кумбхаке (задержке на вдохе) – здесь;

— самые целеустремленные и последовательные могут попробовать освоить всесторонние методы подготовки к пранаяме  «Прана-вьяяма».

6) Завершить занятие вы можете, если захотите, выполнением нескольких глубоких прогибов, компенсаций к ним и циклом перевернутых асан, например вот так:

36
3744383940jpg 41

 

42434746