«Карана-крама» как культура движения в хатха-йоге

08.08.2014

Что это за движения, кем они придуманы и зачем? – начнем издалека, но по порядку.

История развития динамических практик хатха-йоги связана с традиционными индийскими боевыми искусствами и, как ни странно… танцами. Очевидно, что имеет место заимствование и взаимное обогащение техниками (но не целеполаганием) между этими  системами. Например, в книге Н. Е. Сьомана «Йогические традиции майсорского дворца» в приложении приводятся иллюстрации из текста «Малла-пурана» – упражнения для подготовки профессиональных индийских борцов, которые выборочно использовал в своем преподавании хатха-йоги Шри Кришнамачарья. В южно-индийском боевом искусстве каларипаятту имеются упражнения, похожие на асаны и виньясы.

Разминочные и базовые движения в индийских танцах также содержат не только элементы, но и полноценные асаны хатха-йоги, которые принято называть классическими.

Особенно много общих черт имеется на подготовительных этапах общей физподготовки, сама же техника движения, разумеется, специализирована – в каждом конкретном случае для соответствующих целей.

Карана — санскритское отглагольное существительное, означающее «выполнение», «действие», «объединение»[1].

[1] В этом простом значении и употребляется в данном контексте. В других случаях это слово может означать делание, звук или слово как независимая часть речи (или отдельная от контекста), поза аскета, поза для занятий сексом, инструмент, средство действия, ритм, время, тело, орган действия/речи, ум, сердце (как в антах-каране).

В «Натья-шастре» мудреца Бхарата Муни, основополагающем тексте по драматургии индийского классического танца, описано 108 каран – ключевых переходов. «Карана» означает объединение, комбинацию движений рук (кистей) и стоп в танце, то есть это не позы, а движения.

Dandapadam Karana

«Крама» на санскрите означает шаг, продвижение, непрерывающееся движение (вперед), порядок, серия, последовательность, расположение/устройство в определенном порядке, метод, способ, обычай, правило, санкционированное традицией, а также сила, мощь.

«Карана-крама»обозначает «практику выполнения непрерывающихся движений в определенном порядке», плавно подводящую к асанам.

В контексте практики хатха-йоги термин «крама» применяется учениками позднего Кришнамачарьи (Дешикачаром, Моханом, Рамасвами) при описании характерного метода построения последовательностей асан и виньяс.

В классическом индийском танце, представленном современными стилями Бхаратанатьям, Одисси, Кучипу́ди бха́ратам, имеет место достаточно высокий гимнастический уровень подготовки профессионалов. Караны – это основа техники, не только эстетической, но и физической, многие из нихвыглядят, как самые сложные асаны хатха-йоги, но выполняются они либо как часть движения, либо в качестве его завершения – с короткой фиксацией. Разумеется, 108 каран из «Натья-шастры» хотя и включают в себя отдельные асаны, по сути являются базовой техникой танцевальных движений[2].

[2] Некоторые из наиболее известных интерпретаций каран были сделаны Падмой Субраманьям (PadmaSubramanyam) на основании 108 коротких фраз, описывающих специфику движения ног, бёдер, тела и рук, сопровождающихся хаста-мудрами, как это зафиксировано в «Натья-шастре» и других священных писаниях, а также как это видно на скульптурных изображениях храма в Чидамбараме в Южной Индии.

Доктор Падма Субраманьям написала книгу «Общие танцевальные коды каран Индии и Индонезии», основываясь на собственных исследованиях храмового комплекса Прамбанан (Индонезия) и храмов Танджавура, Кумбаконама, Чидамбарама, Тируваннамалая и Вирудхачалама. В XX веке она была первой танцовщицей, которая восстановила в качестве движений караны, которые ранее считались просто позами.

Vrscikakuttitam Karana

Карана-крама как часть практики хатха-йоги не имеет ничего общего с эстетикой индийского танца и практикой единоборств, но основы движения заимствованы из подготовительных техник индийских танцоров, каларипая́тту и у современных австралийских учителей хатха-йоги Шандора Ремета (Shadow Yoga) и Саймона Борга-Оливера (Yoga Synergy), которые на протяжении многих лет развивали свою практику йога-асан и пранаямы, используя элементы боевых искусств Индии и Китая, а также опыт традиционной аюрведы и знания современной анатомии и физиологии.

Упражнения карана-крама состоят преимущественно из движений, характерных для практики йога-асан; они воздействуют на основные направления подвижности позвоночника и суставов комплексно и максимально разнообразно.

Чем же, спросите вы, все это отличается от всем известных виньяс и менее известных динамических техник сукшма- и стхула-вьяяма, виньяса- и асана-крама?

Основные особенности

1)   Развитие «активной гибкости» – основной объем движений (наклоны, прогибы, повороты, вращения, выпады и т. п.) выполняется без «рычагов»: например, в положении стоя отведение прямой ноги в сторону и назад выполняется без помощи рук (связка Уттхита-падангуштхасана 1 – Уттхита-падангуштхасана 2 – Ардха-чандрасана). В прогибах, наклонах и поворотах также практически не используются руки в качестве опоры – то есть все основные движения позвоночника выполняются за счет более активной работы мышц корпуса.

2)   Разогрев мышц и перераспределение мышечного тонуса с помощью специальных приемов, характерных для хатха-йоги и йога-терапии.

3)   Развитие культуры движения – постепенное осознавание и оптимизация привычных двигательных стереотипов. Все движения рук и ног целенаправленно включают в работу мышцы торса и позвоночник.

4)   Развитие навыков концентрации и объемного внимания через согласование дыхания и движения.

5)   Стимуляция движения праны и контроль над прана-вайю (тонкой жизненной силой) – применение бандх (специальных приемов распределения мышечного тонуса) и кумбхак (задержек дыхания) в контексте динамических практик.

Кроме того, в сериях движений карана-крама, как, впрочем, и в последовательностях асан, применяются следующие приемы регуляции движения Прана-вайю и усиления циркуляции крови без нагрузки на сердце:

1) использование силы гравитации (перевернутые положения);

2) регуляция частоты сердечных сокращений (приемы активизации парасимпатического тонуса ВНС);

3) целенаправленная работа дыхательных мышц (уджайи, уддияна-бандха, тадаги-мудра);

4) активное задействование мышечных микронасосов;

5) суставные бандхи;

6) выполнение асан в определенной последовательности, когда конфигурация вытянутых и напряженных мышц создает условия для перемещения крови из зоны высокого давления в зону с низким давлением;

7) перераспределение внимания.

Таким образом, карана-крама является интересным, эффективным и полезным дополнением к практике классических асан и виньяс.

продолжение следует…