Почему Йога не качественная, а Жизнь сама по себе прекрасна

25.05.2015

Часть 1

айные аспекты индийской производственной гимнастики

  • Йога НЕ для жизни!
  • Ну конечно…

(диалогв раздевалке между занятиями)

Официальная политкорректная жизнеутверждающая асана, как поза удобная и устойчивая для подавляющего большинства современных школ, выражается в словосочетании «Йога улучшает качество жизни» и под этим каждый понимает свое. Оставив в стороне бездонную метафизическую сторону вопроса «что такое качество и что такое жизнь», на первый взгляд, да и на второй, кажется невозможным составить на сто процентов подходящую для всех прагматичную формулировку – что такое качество жизни. Поскольку не только разное целеполагание подразумеваетразные критерии качества, но и сам опыт имеет ценность только в рамках определенного способа его интерпретации.

Почему так, зачем оно нам надо и что с этим делать…?

Каждый знает, что долго сидеть на раскаленной плите – опыт низкого качества, однако далеко не каждый испытал этот опыт в полной мере, выраженным в непосредственном ожоге ягодиц. Но, скажем, о выхлопную трубу мотоцикла, догорающую спичку, ручку кастрюли и т.п. мало кто не обжигался, поэтому большинство справедливо полагает, что имеет некоторое представление о качестве этого опыта.

Осознание в разных контекстах расшибленного лба

Дайте раку в руки шлем хрустальный – он и лоб расшибет и руки порежет (народная мудрость – постмодернистическая).

Очевидно, что на основании полученного опыта создается соответствующее отношение к объекту, но зависит это отношение от способа интерпретации, который обусловлен особенностями культуры. Поэтому один человек получает не просто ожог ягодиц, а глубокую психическую травму – опыт «низкого» качества, а другой получает не только ожог ягодиц, но и маленькое «просветление» впридачу. По той же причине индивидуальных особенностей интерпретации, один человек продолжительное время вообще не в состоянии пользоваться горячими плитами или мотоциклами, другой занимается их техническим усовершенствованием, третий совершенствует свою способность терпеть боль, четвертый учится наблюдать боль, не порождая в уме страдания.

Сама интерпретация может быть разной степени глубины и охвата. Глубина – визуальное выражение степени осознания. В первую очередь осознания состояния собственного ума в момент получения опыта. Охват – способность вживлять этот опыт в разные жизненные контексты.

Глубина подразумевает, что осознанность в момент получения опыта может проявляться на разных уровнях – на уровне осознания состояния тела, эмоционального фона, отношения ума к объекту восприятия и самого состояния ума, которое может быть тупым, активным, сосредоточенным, увлеченным, рассеянным, беспристрастным и т.д. и т.п.

Житейская мудрость, переводимая в разные контексты, состоит в том, что не только горячих плит шарахаться не стоит, но и мотоциклов, об которые еще не обжигался, языка, на котором еще не заговорил, культуры, с особенностями которой не знаком, используя эти вещи, свой опыт и свое отношение осознанно, аккуратно и по назначению. Разумеется, житейская мудрость остается актуальной только в делах житейских, как говаривал Карлсон. Мудрость эта выражается через целесообразность, по-простому – пользу, которую мы получаем.

И действительно, от физических нагрузок в теле возникает ощушение радости и счастья, гормонально и психически обусловленное. Основным условием проявления этого маленького счастья является «перезагрузка». Чем сильней нагрузка, тем мощней перезагрузка, приговаривают любители силовых упоров, отсчитывая под метроном, встроенный в мобильный, потные трудовые секунды. Сделал человек побольше сурья-намаскар, уперся в упорах, посопел до крупно-амплитудного тремора в шалабхасане, навасане, лоласане… покряхтел в «мосте» и лежит в шавасане – с блаженно-изможденной улыбкой на лице. Перезагрузка – это когда йога отвлекает от «серых будней» и будни становятся как разноцветные выходные – качественные.

Часть 2

Когнитивное искажение – вылетающее, как и все прочее, в трубу.

Абсолютно каждый человек, приступая к упражнениям, подразумевающим самосовершенствование, имеет представление о «качестве» своей жизни. Другой вопрос – насколько он осознает, по каким критериям он сам оценивает это качество.

Представим характерную ситуацию. Походил человек годик-другой-третий… на групповые занятия в йога-центр, позанимался по книжкам и роликам с Youtube, а может, и посетил пару семинаров в тропических йога-спа, более того, отдался в руки профессионала с целью построения индивидуальной программы…

Все ближе приятный и торжественный момент, когда количество приложенных усилий переходит в качество осознания, со свойственной каждому индивидуальной степенью глубины. В такой момент ему, как взрослому и вменяемому, становится более-менее понятно, что гнуться-тянуться в разные стороны в доброжелательной компании – лучше, чем бухать; поигрывать на пляже кубиками пресса – привлекательнее, чем давить вялыми грушами потертый диван; изменять свое состояние сознания, без последствий для психики – полезнее, чем изменять его бесконтрольно с помощью психоактивных веществ.

Или не ВСЁ и не совсем становится понятно, а то и вовсе непонятно, но это уже другая история.

В общем, плод наших небезосновательных стараний созревает в соответствии с количеством приложенных усилий – в виде осознания простых и очевидных вещей: самочувствие улучшилось, творческой энергии стало больше, сообразительность повысилась, работоспособность, появился расслабленный здоровый пофигизм, либидо опять же возросло до невиданных раньше высот, а какое стало мышление!…позитивное. Сплошная польза. Только этого все равно почему-то мало. Хочется больше… пользы. Не просто «хорошо», а прямо-таки взращивать в себе – качество жизни. Хочется этого на самом деле практически непрерывно, но все время по-разному – обладать качественным, не обладать не качественным, быть качественным, делать качественно – то одно, то другое, с переменным успехом. Под лозунгами «не останавливайся на достигнутом, открывай новые горизонты, нет предела совершенству».

Все наработанное качество жизни при этом непрерывно улетает в какую-то трубу – засасывающую тягу в которой поддерживает желание, как естественный фактор развертывания сознания в материальный мир. А несгибаемое цепляние за любой хоть сколько-нибудь значительный опыт, силой нашего бессознательного намеренья, причудливо загибает эту трубу в подобие ленты Мёбиуса – как символа бесконечности Сансары. В этом замкнутом контуре, имеющем хитрые кармические перегибы, желания не иссякают, сменяя один объект на другой. Однако тело подвержено энтропии, а чувства способны пресыщаться, поэтому не менее часто руки опускаются и тело тянет вниз, поближе к земле, забыться, умереть, уснуть, накапливать энергию без лишних телодвижений.

При таких раскладах только йога, как инструмент, который мы себе небезвозмездно вручили, будет супер-полезна для становления качества бытия во всех аспектах проявления желания – становления, обладания и чувственных удовольствий. Ведь супер-йог, на 100% реализующий качество жизни, в своем гипотетическом идеале может не просто обладать качественными вещами и качественно удовлетворяться, но обладать этим опытом качественно.

Часть 3

Простые вещи – самые важные – а именно те, к которым себя мы приручили.

Используя с пользой

Жажду желаний

Выпил воды

Поставил стакан

Жажды уж нет – но в этом обман

Она снова будет

И снова стакан

Встанет на стол

Пустой

(Из песен любителей пустоты)

Вот тут мы зашли в тупик. Чушь какая – как можно опытом обладать качественно, если опыт у каждого субъективен? С другой стороны, а как же перед смертью сказать родным – «жизнь свою прожил не зря, и ни о чем, мол, не жалею»? И потом, чем я хуже других? К тому же, что скажет папа и подумают люди? Как посмотрит любимый(ая)? Какой пример получат дети? С другой стороны, живем один раз… или допустим, что и не один, что это меняет? Я же не для себя хочу, для других! А как я смогу помочь другим, если сам несовершенен?

Так, и еще по-всякому, отнюдь не только в страхе смерти или потери самоидентификации, отвращением к отсутствию приятного и перспективы получения неприятного – проявляется Дуккха – неудовлетворенность, страдание. Но больше всего она проявляется по причине отсутствия осознания собственных омрачений. А если есть неудовлетворенность, как ни крутись, жизнь все одно не такая качественная, как хотелось бы, несмотря на все старания.

Потому что, «сама по себе», жизнь – никакая.

Качество жизни определяется состоянием сознания, а критерии качества этого состояния определяет ум, исходя из тех предпочтений к которым его приручили.

– О как!… – А тогда к чему бы такому приручить свой ум, чтобы он стал более «йогичным», чтобы войти, так сказать, в состояние йоги?

– И вообще, должна же быть взаимная польза, здоровый симбиоз отношений человека и общества. И чем лучше в обществе человек выполняет свои функции, тем жизнь его качественнее. Примерно как у пчелы, но, разумеется, намного сложнее – пыльцы набрал, в мед переварил, в соты зачепятал, пчелят накормил, пришла зима – в спячку, настало лето – опять в поля. Лето, осень, зима и снова весна – все духовно, по дхарме, по предназначению. Осознай свою дхарму, найди профессию по душе, посади дерево, вырасти детей, с достоинством встретишь старость, внуки – маленькое продолжение тебя, жизнь удалась. Только не совсем понятно, зачем попу об плиту обжигал – глупый был по молодости. А в целом провел время с пользой.

Часть 4

Польза и благо – разница в отношении

Практика индийской производственной гимнастики никак не связана с просветлением, но дарует нам все преходящее – счастье, здоровье и долголетие.

Польза, или целесообразность, не создает чего-то нового, в контексте изменения корневых привычек ума, поэтому не изменяет сознание, а только оптимизирует его под текущие запросы. Смысл пользы – в обеспечении привычного психического комфорта – в текущий момент и в будущем. Целесообразность наших действий ограничивается сферой биологических и социальных программ, сложившихся в процессе эволюции мозга и сознания в контексте существования человеческих сообществ. Поэтому йога «для пользы», целесообразно обеспечивающая наши желания, это по умолчанию зависимость, НЕ свобода, в абсолютном смысле – Сансара.

Благо – то, что заставляет сознание развиваться, часто являясь фактором, выводящим за рамки комфорта. Но смысл блага не в разрушении устоявшихся стереотипов, а в осознании их причин. Благо позволяет поднятся НАД своими программами – осознать и использовать их с целью трансформации сознания, а не наоборот. Осознание и использование означает не подавление или игнорирование желаний, а постепенное взращивание «благих» качеств сознания – способствующих развитию непрерывной осознанности и невозмутимости[1]. Благо – это свобода от зависимостей, реализованная в абсолютном смысле – Нирвана или Кайвалья.

Это не значит, что все полезное – не благое, а благое не имеет ничего общего с пользой. Эти две категории не противопоставляются друг другу, применяясь к разным аспектам сознания: польза – как стремление к относительному, благо – как стремление к абсолютному, одновременно.

Маленькое резюме

Итак, польза или целесообразность – основной критерий качества «йоги для жизни». С одной существенной оговоркой: пользу приносит не йога, задача которой приносить благо, а упражнения йоги, удачно вписанные в жизненный контекст.

Благо – критерий качества «йоги для…» – вот тут мнения и формулировки могут быть самые разные, по той простой причине, что состояние йоги – опыт вне слов и понятий, но описать его как-то надо, вот и пытаются в формулировки «впихнуть невпихуемое». «Невпихуемое» – это состояние сознания, которое «выходит за рамки и не лезет ни в какие ворота», «рамки и ворота» возможностей нашего языка и мышления. Потому что мыслей в привычном для нас понимании в этом состоянии нет, как нет и «не мыслей», не говоря уже про слова. Очевидно, что «невпихуемое» может быть порождено совершенно разными условиями, разумеется, с учетом того, что мы говорим о йогических методах работы с сознанием, а не об эффектах ЛСД или мескалина. Попытки «состояние йоги» как-то осмыслить и вербализировать требуют радикальной перестройки всей системы мышления, обязательного наличия личного опыта и хотя бы частичной реализации в данной сфере. Кроме того, жизненный опыт какой-никакой у каждого есть, а вот опыт освобождения сознания от обусловленности существования – не у каждого.

Если исходить из предпосылки, что йога – это контроль деятельности ума, в первую очередь, посредством непрерывного осознания этой деятельности – человеку, практикующему йогу для блага собственного сознания, в определенных обстоятельствах приходится постоянно соглашаться на «ожог ягодиц» – выполненный как хирургическая операция, аккуратно и по назначению.

[1] Сати – осознанность по отношению к проявлениям сознания, Упеккха – невозмутимость, равностность – отсутствие всякого вида цепляния ума к объектам восприятия.