Какой навык в Хатха-йоге самый важный?
В течение многих лет многие ученики и начинающие преподаватели спрашивали меня о том, какой аспект хатха-йоги, над которым им нужно работать, самый важный. Обычно они ожидают услышать что-то вроде «связность движения, дыхания и внимания», «точность в деталях», «устойчивость и удобство в асане», «расслабление» и так далее. Вместе с тем, если все эти важные навыки собрать вместе, наиболее ценным качеством, лежащим в основе практики йога-асан и пранаямы, является хорошо развитое ощущение «внутреннего образа тела», или «телесная карта», или, говоря языком физиологии – проприорецепция.
Если бы вы были музыкантом, то самым важным чувством для вас был бы ваш музыкальный слух, а для хатха-йога это – «ощущение тела». Для музыканта в первую очередь важны хорошо развитые «уши» – для того, чтобы распознавать такие вещи, как музыкальные интервалы, мелодия, движение гармонии, тембр, «грув» и т.п. Как только с помощью хорошо развитого слуха вы сможете распознавать все это при работе над музыкальными произведениями, у вас уже будет намного больший арсенал навыков. Собрав их в единое целое, вы сможете заставить их работать на вас, со временем «сделав их частью себя» – интериоризировав. Только тогда вы станете настоящим профессионалом – сможете не только с точностью воспроизводить любую музыку, но и вдумчиво сочинять и импровизировать, исключив слепое подражание и следование устоявшимся музыкальным клише – точно так же дело обстоит с хатха-йогой. Своевременное развитие фундаментальных навыков дает нам максимальную степень свободы, подвижности и самовыражения.
Общий принцип метода хатха-йоги – формирование и развитие способности управлять внутренним психо-физическим состоянием. Каждый йогин нацелен на свое особое телесное субъективное состояние, в котором ум становиться наиболее пригоден для концентрации и созерцания. Это состояние достигается через йога-асаны, пранаямы и мудры, комплексные упражнения, в которых в первую очередь осуществляется воздействие на систему вегетативной регуляции – соматическую нервную систему. Через контроль соматики развивается «правильное ощущение» тела, а с ним и обусловленное этой особой «телесностью» состояние ума. Однако для того, чтобы качественно «общаться» с сознанием посредством тела, нужно не только уметь как можно более полно осознавать изменения, происходящие в теле, важно одновременно отмечать и возникающие состояния ума. Это означает соединить «телесное» (соматическое) начало с высшей нервной деятельностью – соединить тело с сознанием.
Почему «ультимативный тренинг»?
Цель наших занятий – предельное развитие способности быстро и точно усваивать любые новые формы упражнений из арсенала хатха-йоги. Тем самым мы сразу задаем «высокую планку» для профессиональных или «личных» стандартов в практике. При этом мы ни с кем не соревнуемся – в практике сохраняется установка на процесс самоисследования, и сам этот процесс меняет сознание и тело естественным образом.
Способность правильно видеть и «внутренне ощущать» динамические и статические формы – это универсальное качество, не зависящее от стиля практики той или иной школы и особенностей выполнения технических приемов. Подобно тому как профессиональный музыкант может, услышав мелодию и представив её мысленно на грифе своего инструмента, в точности исполнить, «хороший» хатха-йог, а тем более преподаватель, может быстрее усвоить и с точностью повторить новое для него упражнение, представив его «в теле» мысленно. Музыканту для этого необходим развитый музыкальный слух и визуализация движения пальцев на своем инструменте, а хатха-йогу нужен всесторонне развитый «внутренний образ тела» и способность мысленно представить, что чувствует тело в том или ином упражнении.
Ультимативный тренинг – это авторская методика развития универсальных навыков. Для участия в курсе вам не нужно ни от чего отказываться – все, что вы делали раньше, будет органично сочетаться и дополняться тем, что мы будем осваивать. Справедливости ради нужно отметить, что и прикладных аспектов на курсе будет более чем достаточно.
Что такое «внутренний образ тела»?
Внутренний образ тела – это совокупность кинестетики, визуализации и их интеграции.
— кинестетика – это проприорецепция, или ощущение тела в движении и покое;
— визуализация – способность мысленно представить телесное ощущение, характерное для той или иной асаны или движения;
— интеграция – объединение в акте произвольного внимания ментального образа и реального ощущения от выполнения упражнения.
Важно понимать, что сама по себе «техника игры» всегда вторична, технические навыки бесполезны без этих универсальных качеств. Любая техника – всегда прикладная, ограниченная областью своего применения. Мы можем эффективнее развиваться в йоге, культивируя универсальные качества ума. И если «копнуть глубже», то за «внутренним образом тела» находится наша способность сосредотачивать ум и осознавать взаимозависимость телесных и умственных процессов, а если посмотреть на это в другой перспективе, то за желанием «заниматься йогой» обнаружится наше «внутреннее отношение» – жизненные ценности и внутренние установки, и тогда становится яснее, какие инструменты мы можем эффективнее использовать для достижения наших целей и продвижения ценностей.
Как развивать «внутренний образ тела»
Итак, на данном курсе процесс развития «внутреннего образа тела» имеет три аспекта, и эти аспекты применимы к любым техникам хатха-йоги.
1) Наработка и развитие «телесных карт» – это развитие проприорецепции как многостороннего ощущение тела в движении и покое.
Для этого мы будем использовать традиционные и инновационные техники современной хатха-йоги – вьяямы, виньясы, караны, асаны – объединенные в цепочки последовательностей разного уровня сложности.
2) Визуализация формы и ощущения тела в этой форме – в каждой серии упражнений мы будем использовать мысленное повторение характерных ощущений в теле, с целью коррекции и пошагового усложнения движения – для этого разработаны специальные техники, о которых вы узнаете на курсе.
3) Объединение навыков – повторение серии упражнений вместе с визуализацией и постепенным усложнением – «нащупывание» индивидуального предела возможностей соматической регуляции на данном этапе – для этого разработаны специальные техники, о которых вы узнаете на курсе.
Детализация практической части курса — техники, приемы, методы
а) Вьяяма-крама («вьяяма» – букв. «разрабатывать», «разминать», «укреплять», «крама» – букв. «шаг, продвижение» или «пошаговое развитие»):
— начиная с самых простых движений, постепенно переходим к сложнокоординированным;
— учимся выполнять все движения в обратном порядке;
— осваиваем приемы стабилизации суставов – «суставные бандхи»;
— учимся отделять движение корпуса от движения конечностей – стабилизировать центр и «оживлять» периферию и наоборот;
в) Карана-крама («карана» – выполнение, «карана-крама» – пошаговое выполнение движений, подводящих к асанам):
— учимся движению без рычагов;
— развиваем активную гибкость;
— перераспределяем тонус мышц спины, правильно мобилизируем и укрепляем конечности;
— осваиваем движение «от центра к периферии» – учимся больше задействовать в движении позвоночник;
— соединяем движение с дыханием и вниманием.
с) Виньяса-крама («виньяса» – собирание, связывание, соединение, «крама» – процесс, шаг, продвижение):
— закрепляем и интегрируем навыки из вьяям и каран в технику виньяс;
— учимся выполнять все виньясы в прямом и обратном порядке;
— используем движение в виньясах для «выстраивания» асан.
d) Асана-крама («асана» – поза, статическая форма):
— интегрируем суставные бандхи в статические формы;
— учимся стабилизировать периферию и корректно вытягивать позвоночник;
— работаем с «ощущением пространства в теле»;
— интегрируем все навыки в «идеальную форму» – стхирам-сукхам-асанам («устойчивую и удобную»).
е) Пратьяхара и Дхарана – базовые техники раджа-йоги:
— сосредоточение и созерцание/памятование;
— короткие, но очень важные техники медитации «на каждый день».