Вера и не только…

Михаил Баранов «Вера и не только в контексте практики йоги»

Вера – качество подталкивающее к совершению действий

Обычно мы не задумываемся, как принимаем решения, что происходит в нашем уме в тот момент, когда собираемся что-либо сделать, куда-то пойти или отказаться от своих планов. Почему одни люди вызывают у нас доверие, а другие — нет, одни идеи привлекательны, другие — наоборот. Вместо этого мы просто верим — себе, родителям, родственникам, друзьям, знакомым, книгам, масс-медиа, политикам, священнослужителям, продавцам, рекламе — или не верим, и, несомненно, верим в то, что нас не проведёшь. :)

Что такое вера? Какую функцию она выполняет в сознании?

Любое наше относительно сознательное действие, прежде чем случиться, подкреплено верой в то, что оно потенциально полезно или даст очевидный результат.

Например:

— Я пойду завтра на йогу, потому что верю, что она полезна для здоровья и улучшает качество жизни. Вот Толян из соседнего офиса вчера на танцах на руки встал, а потом сразу — в шпагат. Говорил, что пару лет всего занимается.

— Я пойду завтра на йогу, потому что прочел уже не одну книгу на эту тему — пора опробовать, почем нынче просветление!

— Пойду-ка я завтра на йогу (вчера на нее уже ходил и на прошлой неделе…), а вообще, сколько уже можно ходить? Нет! Сегодня не пойду — сам дома займусь.

Первый пример — вера на основе рассказов, как результат вдохновения примером других людей или «слепая»; второй — на основе изучения и размышления, то есть «убежденная»; третий — на основе собственного опыта — «совершенная вера».

Кроме того, вера может быть

  • эмоциональной — результат впечатлительности, «понравилось и захотел»;
  • Рационально-теоретической — на основе размышления, анализа;
  • Рационально-практической — результат обучения и сопоставления практики и теории;
  • Иррациональной — как внутренняя потребность в «высшей инстанции». Такой может быть вера в другую личность, необязательно реально существующую, при том, что «чужая душа — потемки».

Для иллюстрации иррациональной веры возьмем расхожее утверждение: «Все духовные учения ведут к одной цели, но разными путями, поэтому результаты окончательной реализации в разных традициях тождественны».

Если предположить, что все традиции достигают своей цели, то нет возможности проверить совпадение или различие результатов:

— для этого нужно реализоваться в одной из них, потом «все забыть», реализоваться в другой, «вспомнить» и сравнить результаты;

— абстрактные рассуждения не могут служить опорой — предполагается, что результат реализации находится за пределами «обычного» ума, привычных способов восприятия и построения взаимосвязей.

— уже этого должно быть достаточно, но если если нет — гипотетически можно собрать за чаем представителей разных традиций, уже достигших окончательной реализации, и попросить сравнить результаты — их выводы придется принять на веру.

Очевидно, что подобные утверждения невозможно доказать или опровергнуть за неимением подходящих инструментов познания. Гораздо интереснее, что точно также в любой другой сфере деятельности, не имея «подходящих инструментов», ум «склонен» замещать их слепой верой. Так, я верю в правильность химических формул, потому, что никогда их не составлял, или в «эффективность уникальной системы упражнений», потому, что не в состоянии их выполнить.

Для йогина, совершенствующего свое сознание, вера бессмысленна без практического контекста. Поэтому оставив метафизический аспект, рассмотрим веру, как одно из качеств ума, и её роль в йогической практике.

Вера – основа для приложения усилий

В йога-сутрах Патанджали вера упоминается в следующей цепочке свойств сознания: шраддха (вера), вирья (решимость), смрити (памятование), упекша (игнорирование, невозмутимость), самадхи (безобъектное сосредоточение).

Развитие и гармоничное сочетание этих качеств является условием для возникновения особого вида мудрости – Праджни. Праджня — это мудрость ясного, различающего ума, очищенного от загрязнений (клеш) и лишенного всякого вида неудовлетворенности/страдания — дукхи. Праджня — особого рода мудрость, благодаря которой, дукха не только прекращается, но и не возникает в будущем.

В контексте раджа-йоги вера (шраддха) означает состояние определённости, уверенности и противоположна сомнению, неуверенности (самшая).

Такое состояние определенности необходимо для возникновения решимости (вирья), вселяющей энтузиазм. Иначе говоря, вирья — то, что придает уму энергичность.

Естественно, одной веры и решимости для очищения ума и прекращения дукхи недостаточно. Более того, слепая вера (вишвас) помноженная на решимость могут привести к фанатизму. Без развития невозмутимости (упекша) и различения (вивека) вера остается, хоть и вдохновляющей, но слепой, что только усиливает «захваченность» ума клешами.

Смрити (буквально память) – способность удерживать в уме образы воспринятых ранее объектов, иными словами — проявление в уме объекта прошлого опыта. Память — только функция, также, как и вера, и в зависимости от типа веры, наше отношение к опыту, воспроизведенному с помощью памяти, будет разным.

В контексте веры, «как события внутренней жизни» — ум окрашенный «слепой верой» (вишвас) нерационален, импульсивен, не рефлексивен и сильно зависим от чувственной стимуляции. Его доминирующая тенденция — повторять приятный опыт и избегать неприятного.

«Убежденная вера», как результат рассуждения и умозаключения, помогает абстрагироваться от захваченности ума чувственными переживаниями. При условии, что эти умозаключения именно результат практики, а не прелюдия к ней. В противном случае, привычка к излишнему абстрагированию подменяет сам опыт (как переживание состояния) представлением о переживании состояния. А представление, в отличии от прямого переживания, не может изменить глубоко устоявшиеся ментальные привычки.

«Совершенная вера» — основанная на опыте, это качество возникающее в результате практики сосредоточения ума или наблюдения деятельности ума. Такая «вера» не только вдохновляет и устремляет ум к выбранной цели, но и помогает понимать, как ум работает, позволяя сознательно менять отношение к событиям внутренней жизни. Изменение отношения, один из способов управления состоянием ума.

В практике сосредоточения актуализируются все упомянутые выше качества ума, дополняя и поддерживая друг друга.

Для иллюстрации:

— я верю, что практика изменит мой ум в лучшую сторону, поэтому у меня есть энергия (вирья), чтобы приступить к ней;

— поддерживая спину прямо, расслабленно и устойчиво (асана), отстранившись от внешних чувственных объектов, собираю разрозненный ум (пратьяхара);

— по мере сосредоточения (дхарана), обнаруживаю, что непроизвольно погружаюсь в воспоминания или строю планы на будущее (так проявляется память — смрити);

— умело игнорируя (упекша) образы возникшие в памяти, невозмутимо и решительно возвращаю и удерживаю ум на избранном объекте;

И далее…если это удается (удерживать дхарану непрерывно), через какое-то время наступает дхьяна (поглощение, растворение ума в объекте сосредоточения);

— основной признак дхьяны — слияние ума с объектом, когда это состояние становится возобновляемым, устойчивым и управляемым, опорный объект может быть «оставлен» (подобно тому, как может быть оставлено изучение гамм, арпеджио, аккордов по мере развития технического мастерства и музыкального мышления);

— оставив объект, но сохранив состояние сосредоточенности, теоретически имеем состояние ума за пределами чувств, языка, мышления и прочих читта вритти (колебаний/вибраций ума, характеризующих процесс актуализации/развёртывания сознания — оно на что-то устремлено и одновременно разворачивается во времени), иными словами — за пределами обычной деятельности ума.

Деятельность ума разнообразна: она связана с телесными (чувственными) ощущениями, окрашена эмоциями, ум «занят» объектами и пребывает в различных состояниях. Классификация состояний ума (относительно способности/неспособности к сосредоточению) приводится у Вьясы в комментариях на йога-сутры Патанджали. Эти состояния классифицируются исходя из возможности/невозможности функционировать в двух основных «йогических режимах» — сосредоточение (собранность, концентрация, фокусировка) и самонаблюдение (памятование, созерцание).

Мудха – тупость, инертность и неспособность к концентрации, распознаванию, рефлексии в силу заторможенности, апатии, вялости, грубости, ограниченности восприятия.

Кшипта – рассеянное, возбужденное, разрозненное состояние возникающее в силу избыточной чувственной стимуляции; невозможность достичь состояния “однонаправленности” (экаграта) — как следствие, режимы сосредоточенности и памятования также невозможны.

Викшипта – «блуждающее» — ум стремительно перемещается между одинаково притягательными объектами, поскольку энергичность уму в данном случае придает влечение (страсть), сосредоточенность не достигает устойчивой фазы. Однако из этого состояния уже возможен переход к следующим “йогическим режимам” работы ума.

Экагра – однообъектное сосредоточение, оно возникает на основе невозмутимости (отбрасывания или отпускания), то есть упекши.

Нируддха – буквально «прекращение» — состояние безобъектной сосредоточенности «остановленного» ума: прекращается в данном случае психическая деятельность, связанная с работой органов чувств и обработкой информации.

Проводя культурные параллели, интересно отметить, что аналогичное понятие существует в буддизме. Согласно палийскому канону, есть три способа обретения знания или мудрости — Праджни:

  • обучение посредством чтения или слушания;
  • размышление над этим — посредством осмысления и умозаключения;
  • с помощью непосредственного опыта.

Таким образом, Праджня является не просто «интеллектуальным соглашением» как результат понимания теории, но следствием практической реализации и переосмысления собственного опыта в рамках, предложенных конкретной традицией способов построения взаимосвязей.

 

Вера — опора для практики

Вера по отношению к традиции выражается в трех важных аспектах — опорах для практики:

1) Доверие к традиции (учению) – я верю в то, что эта практика будет для меня полезной, иначе я бы не стал ей заниматься;

2) Доверие к учителю – я верю в то, что этот человек реализовал в себе ценности данной традиции, поэтому он способен дать мне правильные наставления;

3) Доверие к единомышленникам – я верю в то, что эти люди разделяют со мной одни и те же ценности, и поэтому общение с ними поддерживает мою практику.

Фактически мы не можем быть стопроцентно уверены ни в одной из этих предпосылок, поскольку до момента получения хоть какого-то практического опыта в рамках данной традиции, просто не обладаем критериями оценки, насколько это учение и его методы целесообразны для нашего ума с «персональным набором» омрачений, насколько реализован и компетентен сам учитель, насколько ценности и мировоззрение последователей этого учения совпадает с нашим. Но если бы не было веры, дальше пустых сомнений дело бы не дошло, а тем более — до практики.

Грань между созидательной верой и легковерием тонка. Лекарством от доверчивости будет развитие тех умственных качеств, которые уравновесят импульсивность — в первую очередь, способность к самонаблюдению (памятованию) и невозмутимости («нецепляние») — равностному отношению к любой «деятельности ума»: к приятному, неприятному, нейтральному.

Итак. Вера необходима как для совершения самых обычных действий, вроде похода в кино, так и для того, чтобы приступить к духовной практике, получить опыт, правильно его «усвоить» и встроить в общую картину мира.

Вера не возникает «просто так», она является следствием наших внутренних потребностей, культурных особенностей, впечатлительности и способности к рефлексии.

Правильное отношение и правильная мотивация

Почему одни люди сначала делают, а потом думают, другие — наоборот склонны к размышлению, — риторический вопрос.

Что же лучше? По большому счету, без разницы, если и в том и в другом случае опыт всё-таки состоялся и был осмыслен.

В любой серьезной традиции существует свой «лексический фонд», позволяющий проводить взаимосвязи и мыслить в рамках принятой знаковой системы. Такая система понятий в йоге, в первую очередь, связана со спецификой психопрактик, поскольку состояния ума, характерные для практикующего йога, в большинстве своём, мало характерны для «обычной» жизни.

Чтобы задать правильное направление усилиям и хорошо ориентироваться в результатах своей практики, ученику с самого начала следует усвоить базовые понятия «аксиомы» — до того момента, пока не освоит язык построения взаимосвязей так, что будет «думать эти мысли как свои», то есть интерпретировать свой практический опыт с помощью языка мышления данной традиции, благодаря чему и сохраняется сама традиция. Общепринятая система мышления — то есть имеющая общие базовые предпосылки — необходима ученику для понимания того, что с ним происходит, как меняется его ум, и что дальше с этим делать. А учителя она даёт критерии, по которым определяется степень реализации ученика, от чего зависят его дальнейшие наставления. Общий язык мышления обеспечивает качественную обратную связь – передачу информации с минимальными искажениями.

Вера как процесс актуализации реальности

Принятие какой-либо системы репрезентации за единственно верную картину мира подменяет реальный опыт иллюзией опыта.

Иллюзия понимания возникает, как и всё прочее, из «причин и условий»: условиями выступают как неумелые качества ума — омрачения (клеши), так и недостаточно развитые умелые качества ума. Слепое следование канонам — внешним атрибутам учения — без понимания сути (дхармы), когда практический опыт подменяется «интеллектуальным соглашением», или наоборот — наличие опыта в техниках без соотношения с «картой сознания», принятой в данной традиции, приводит к заблуждениям, то есть к неправильным воззрениям.

Фактически среднестатический «современный йогин» состоит из гремучей смеси мировоззрений, а чтобы смесь не детонировала, используется «интеллектуальное соглашение» – веру, основанную на чтении книг и слушании лекций, поэтому для него так притягательны идеи типа «все учения ведут к одной цели», «просветление одно – но пути к нему разные», «давайте брать изо всех учений лучшее ибо источник у всего один» и т.п. Такое отношение на деле оборачивается запутанностью, непониманием, сомнением и разочарованием. Знания, не подкрепленные опытом, или опыт, не подкрепленный правильным воззрением, приводят к сомнению. Сомнение тормозит регулярную практику, отсутствие стабильности в практике нивелирует ее результаты, неочевидная польза приводит к разочарованию.

При этом мы не можем пользоваться двумя мировоззрениями одновременно. Даже если они как-то уживаются в нашем уме, использовать их приходится поочередно – применительно к тому контексту, в котором они целесообразны. В любом случае, для этого необходима мудрость – ясность различающего ума.

Вера, поддерживающая йогическую практику, основана на опыте переживания различных состояний сознания как феноменов – этим она отличается от религиозной, в основе которой лежат догматичные утверждения, которые невозможно доказать или опровергнуть. Существует устоявшийся термин «дхармические» религии – ориентированные на самопознание. Основным инструментом самопознания является садхана – практика, в процессе которой садхак познает и тем самым расширяет своё сознание. Другой вопрос, что подход к осмыслению этого опыта может быть разный – основанный на разных «картах сознания», обусловленных языковым мышлением, свойственным для той или иной традиции.

Любой опыт обретает для нас ценность через интерпретацию – этим поддерживая нашу привычную картину мира или разрушая её. Интерпретация строится на основе сложившихся привычек проводить взаимосвязи между явлениями. Само наше отношение к объекту опыта и процессу получения опыта зависит от того, в какую «картину мира» мы его вписываем. Например: «мне больно, потому что я ударился локтем об асфальт», «ударился больно, но мужчины не плачут», «больно, потому что сигнал возбуждения передается в мозг», «больно, потому что это наказание за грехи», «боль как результат страха перед увечьем, потерей привлекательности, работоспособности», «телу больно, но не более того – сознание не страдает от боли».

Каждая традиция стремится к «свободе ума» по-своему, и представления о «несвободе» бывают разные. Соответственно, имеются разные способы построения взаимосвязей, интерпретации степени «духовного развития» и иерархии ценностей. Но есть одна общая черта — предполагается, что все эти «карты сознания» нужны только для того, чтобы изучив особенности работы ума, понять, как и в каких условиях работает ум, чтобы, в конечном итоге, выйти за рамки привычных способов актуализации реальности.

В понятийной аппарате йоги символом внутренней свободы является понятие вайрагья. В качестве логичного завершения приведу цитату из Йога-сутр с комментариями современного учителя йоги Шри Шайлендры Шармы, где точно раскрывается его смысл и контекст.

I.15. Обретение свободы от влечения к объектам, [воспринимаемым при помощи] зрения и слуха, есть отрешённость.

Две главные опоры для ограниченности мысли, или сознания, рамками тела – это слова и образы. Эти две причины ограниченности сознания телом устраняются в результате интенсивной практики йоги. Пребывание в чистом мышлении, за пределами слов и образов, называется отрешённостью, бесстрастием – вайрагьей.

 

Глоссарий:

Важное дополнение о значении термина Шраддха от Юлии Кравченко

Шраддха — в санскрите есть, как минимум 2 слова, кторые на русский чаще всего переводятся, как «вера» — шраддха и вишваса. Шраддха — буквально «удержание/сохранение (дхаа) правды/истины/правдивости (шрат)». Любознательные могут посмотреть в словаре Монье-Вильямс http://www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de/monier/
в поиске надо ввести шраддха — zraddhA и вишвас — vizvAsa В текстах на санскрите и хинди словосочетание «слепая вера» с использованием слова шраддха не встречается — иначе говоря, его просто нет в таком значении. Однако «слепой вишвас» (андха вишвас) есть и означает слепое доверие. У Патанджали в тексте упоминается именно шраддха, а не вишвас. Поэтому вероятнее всего шраддха в данном контексте означает «верность» или «преданность» (традиции, методам, целеполаганию), что и порождает следующие качества ума энергию, памятование и т.д.

Клеша — буквально то, что пятнает, мучает; омрачение, загрязнение, аффект.

Клеши по Патанджали:

Авидья — невежество (в первую очередь, неспособность к осознанию природы ума, его качеств, состояний, деятельности),

Рага — влечение, страсть;

Двеша — отвращение, дистанцирование ума от неприятных объектов, а точнее, само качество «неприятия» (Рага и Двеша иллюстрируют патологическую потребность/привязанность ума к постоянной стимуляции объектами);

Асмита — привязанность к самоидентификации (ложное отождествление ума с социальными ролями: я — отец, сын, гражданин, преподаватель, ученик, женщина, мужчина и т.п. и т.д.);

Абхинивеша — страх смерти, привязанность к телу.

Препятствия и отвлечения по Патанджали (они же — неумелые качества ума):

30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] – эти отвлечения сознания суть препятствия.

Умелые качества ума (по Патанджали):

33. Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.